Судебная практика по субсидиарной ответственности
Субсидиарная ответственность при банкротстве компании
Банкротство компании – сложный, многогранный процесс, который используют при решении конфликта должника и кредитора. Он регулируется Законом о несостоятельности, арбитражным процессуальным законодательством, многочисленной практикой вышестоящих судов. Одним из ключевых аспектов является субсидиарная ответственность при банкротстве, возложенная на контролирующих лиц – директоров, учредителей, бенефициаров и других, которые по факту контролировали деятельность ООО.
Основные цели привлечения к субсидиарной ответственности
Целью является переложить невозвратные долги предприятия на его собственников или менеджмент (КДЛ), которые своими сознательными или неумелыми действиями привели организацию к дефолтному состоянию.
Главные основания:
- Непередача документов.
- Совершение подозрительных сделок.
- Вовремя не начатая процедура признания банкротом.
- Вывод или утрата активов.
Судебная практика
В арбитражном суде города СПб рассмотрено заявление управляющего о привлечении по субсидиарке контролирующего лица (бывшего руководителя) в рамках дела о банкротстве «ПетроСтройАльянса».
Иск принят к рассмотрению и разбору на предварительном заседании, которое, однако, неоднократно откладывалось, вследствие предоставления с нашей стороны доказательств, позволяющих обосновать свою позицию, на обвинения.
Мы представляли ответчика.
Поводом для обращения явились:
- Не полная передача бухгалтерских отчетов.
- Участие в ряде торговых операций, в дальнейшем признанных недействительными.
- Затягивание установленного порядка обращения о признании организации неплатежеспособной.
- Отсутствие основных средств, которые числились на балансе, и были отражены в бухотчетности.
Такого рода претензии подлежит удовлетворению если:
- Было причинение существенного вреда правам кредитора.
- В отчетности информация искажена, или отсутствуют.
При этом надо доказать причинно-следственные связи, и показать, что действия бенефициара привели к невозможности расплатиться по долгам. Новый управляющий обвинил нашего доверителя в том, что согласно определению от 25.12.2022, он не передал всю документацию и капиталы предприятия. Однако мы представили акт от 08.11.2023, в котором указано, что все имеющиеся у него бумаги были переданы, а также имелись пояснения относительно использование остатков при строительстве дороги и иных объектов.
В заседании были изучены контракты на сумму 4 707 350 руб., но не была доказана их убыточность. Выручка за две тысячи двадцать первый год составляла 63,224 млн., а активы к концу декабря – 120 558 000. И спорными оказались лишь 2,5 %, что недостаточно для удовлетворения требований.
Нами было доказано, что все документы были переданы, числящиеся на балансе материалы были фактически использованы в строительстве, признанные недействительными сделки не причинили ущерб, задержка в подаче заявления о неплатежеспособности не стала предпосылкой неудовлетворения претензий пострадавших.
Эти аргументы позволили показать необоснованность выдвинутых требований.
Таким образом, благодарю усилиям наших адвокатов, все обвинения в адрес клиента были опровергнуты.
Для успешного привлечения к такой ответственности необходимо тщательно подготовить доказательную базу, демонстрирующую причины и следствия, а наши оппоненты этого не сделали, что и дало возможность оправдать нашего клиента.